В России зафиксирован рост потребительского экстремизма в сфере возведения индивидуальных жилых строений. Это ситуация, когда клиенты апеллируют законодательными нормами о правах потребителей и используют их в корыстных целях. Об проблеме порталу РИА Новости рассказал Рамиль Усманов (руководитель Федерации ИЖС). Заказчики всё чаще отказываются подписывать акт о выполненной работе или затягивают сроки приёмки и требуют у строительной компании деньги без весомых оснований.
Представители строительных организаций заявляют, что покупатели нашли законный способ получать через суд неустойки в больших размерах от подрядчиков при малейшем нарушении договора строительства. Наиболее частые случаи обращения клиентов зафиксированы на рынке частного домостроения. Ещё в октябре эксперты заявили, что потребительский экстремизм может способствовать росту цен на индивидуальную недвижимость.
Максим Лазовский, создатель фирмы «Дом Лазовского», поясняет, что застройщики не могут постоянно терпеть убытки. Столкнувшись с потребэкстремизмом они начинают закладывать возможные риски (расходы на экспертизы, юристов и издержки) в смету. Конечная стоимость объекта может возрасти до 10%.
Руководитель Федерации ИЖС отметил, что явление потребительского экстремизма стремительно набирает обороты. Р. Усманов, обеспокоен, что клиенты переходят к шантажу и фактически вымогают средства у строительных подрядчиков. По его мнению, идею о возврате полной стоимости дома или даже 200% от суммы покупателям навязывают юридические организации. По статистике такие вмешательства наблюдаются в каждой 3 сделке, совершённой в Москве или Московской области.
О масштабе проблемы потребэкстремизма сообщает и Александр Кальсин – основатель и руководитель строительной организации «АПС ДСК». Если смотреть на регулирование прав на рынке жилья, то при возведении многоквартирных домов действует Федеральный закон 214-ФЗ Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, а в сфере ИЖС работает Закон о защите прав потребителей.
Девелопер поясняет: при обнаружении малейших нарушений в процессе строительства, например, невыполнение 1% работ в срок, подрядчик обязан компенсировать эти издержки в размере 3% от общих затрат на строительство за каждый день просрочки. Алексей Александрович отмечает, что возведение дома по стоимости сильно отличается от покупки техники или канцелярии, поэтому суммы выплат могут превышать сотни тысяч рублей.
А. Кальсин предлагает обратиться к законам, которые действовали около 10 лет назад. Тогда взыскания с подрядчика отчисляли не потребителям, а государству. Тогда клиенты не имели финансового интереса и не прибегали к корыстным решениям. В качестве решения проблемы потребительского экстремизма эксперт предлагает вернуть порядок, при котором неустойки и пени строительные компании направляли в государственную казну. Также стоит пересмотреть размеры неустоек и уравнять суммы в сегментах строительства ИЖС и многоквартирных домов.
Владислав Копица, основатель бизнес-системы ИЖС Open Village, отмечает, что только 5% клиентов при заключении договора на возведение жилья рассматривают возможность взыскания неустоек от строительной компании. Застройщик отмечает, что оставшиеся 95% покупателей стали потребительскими экстремистами по вине застройщиков. Зачастую организации нарушают сроки и технологии строительства, не выполняют обязательства в полном объёме.
Решение проблемы В. Копица видит в повышении осведомлённости потребителей об этапах строительства, процессах, которые происходят на площадке. В этом может помочь установка камер, создание личного кабинета для клиентов, чтобы они могли самостоятельно наблюдать за событиями на стройплощадке. Владислав Николаевич также рекомендует застройщикам выполнять обязательства, чтобы не допускать спорных ситуаций и судебных обращений от потребителей.
Источник новости - Cian