
Когда я впервые начал работать с вилочными погрузчиками, мне казалось, что самое главное – это просто уметь им управлять. Но очень скоро я понял, что есть нечто гораздо более важное, чем виртуозное лавирование между стеллажами. Это понимание грузоподъемности. Потому что данная характеристика не только влияет на эффективность работы, но и напрямую связана с безопасностью: моей собственной, моих коллег и всего груза. Поэтому ниже я хочу объяснить, что бывают разные грузоподъемности погрузчика, которые зависят от вида проводимых работ.

Номинальная и остаточная грузоподъемность вилочного погрузчика
Начнем с двух ключевых понятий: номинальная и остаточная грузоподъемность.
Первая – это максимальный вес, который вилочный погрузчик может поднять при определенных стандартных условиях, обычно указываемых производителем. Представьте, что это «идеальная» цифра. Например, если на шильдике спецтехники написано «2500 кг», это означает, что он может поднять 2500 кг, когда груз расположен близко к мачте, на определенных спинках вил и на определенной высоте подъема. Важно понимать, что это эталонное значение, которое редко встречается в реальных условиях работы.
А вот остаточная грузоподъемность погрузчика – это то, что действительно имеет значение в повседневной работе. Это фактическая максимальная масса груза, которую вилочный погрузчик может безопасно поднять в конкретных условиях, с учетом всех факторов, которые влияют на его устойчивость.
К таким факторам относятся:
- Высота подъема. Здесь так: чем выше вы поднимаете груз на складской технике, тем меньше остаточная грузоподъемность. Центр тяжести техники смещается, и она становится менее устойчива.
- Вылет груза, он же центр тяжести – это расстояние от передней части вил до центра тяжести груза. Чем дальше клажа от мачты, тем сильнее уменьшается остаточная грузоподъемность. Именно поэтому производители указывают номинальную характеристику для стандартного центра тяжести – обычно 500 или 600 мм.

- Если вы используете навесное оборудование помимо стандартных вил, (например, боковой сдвиг, захват для рулонов или что-то еще) – это оборудование имеет свой собственный вес и также влияет на центр тяжести погрузчика, уменьшая его остаточную грузоподъемность.
- Тип шин и состояние поверхности также влияют на эту характеристику техники. Мягкие шины или неровная поверхность могут снизить устойчивость, а значит, и остаточную грузоподъемность.
Понимание этой разницы очень важно. Никогда не стоит исходить из номинальной характеристики при планировании работы, всегда нужно учитывать реальные условия.
Как пересчитать грузоподъемность вилочного погрузчика
Пересчет – это не просто математическое упражнение, а залог безопасности. Я всегда говорю, что если есть хоть малейшие сомнения, лучше перепроверить. Часто на вилочном погрузчике есть табличка, или так называемая диаграмма грузоподъемности, о которой мы поговорим чуть позже. Но если ее нет или вы хотите понять принцип – вот что важно знать.
Основной принцип заключается в том, что по мере удаления центра тяжести груза от мачты, грузоподъемность погрузчика уменьшается. Это связано с моментом силы. Чем длиннее «плечо» рычага – это расстояние от оси вращения до центра тяжести груза – тем меньше вес можно поднять.

Простейший способ оценить изменение – использовать данные из таблицы или диаграммы. Если их нет, а вы оказались в нестандартной ситуации, лучше всего обратиться к руководству по эксплуатации погрузчика или проконсультироваться со специалистом. Пытаться самостоятельно «на глаз» сделать пересчет – это прямой путь к несчастному случаю. Я лично предпочитаю всегда иметь под рукой эту информацию и не полагаться на удачу.
А можно сделать перерасчет самостоятельно.
Вот упрощенный пример:
Представим, что у нас есть вилочный погрузчик с номинальной грузоподъемностью 2000 кг при стандартном центре тяжести груза 500 мм. Это означает, что он может безопасно поднять 2000 кг, если центр тяжести груза находится в 500 мм от передней поверхности вил. Теперь предположим, что нам нужно поднять груз, центр тяжести которого находится на расстоянии 700 мм от передней поверхности вил.
Мы можем использовать простую формулу для приблизительного пересчета:
Новая грузоподъемность = Номинальная × Новый центр тяжести / Стандартный центр тяжести
Подставим наши значения:
Новая грузоподъемность = 2000 × 700/500 = 2000 х 0,714 = 1428 кг
Как видите, из-за увеличения вылета центра тяжести всего на 200 мм остаточная грузоподъемная характеристика существенно снизилась с 2000 кг до (примерно) 1428 кг. Это означает, что если наш груз весит, скажем, 1600 кг, то с таким вылетом его поднимать уже небезопасно, хотя номинально вилочный погрузчик рассчитан на 2 тонны.

Диаграмма грузоподъемности
Для меня диаграмма – это как карта сокровищ для безопасной работы. Она является, пожалуй, самым важным источником информации о грузоподъемности спецтехники.
Обычно она представляет собой график или таблицу, которая показывает максимальный вес, который вилочный погрузчик может поднять на определенной высоте и с определенным вылетом груза. Она учитывает множество факторов и дает четкое представление о том, что можно, а что нельзя.
Типичный график грузоподъемности погрузчика имеет по одной оси высоту подъема, а по другой вылет центра тяжести груза. Внутри диаграммы будут указаны максимально допустимые веса. Например, вы можете увидеть, что погрузчик с номинальной грузоподъемностью 2500 кг может поднять 2000 кг на высоте 4 метра с центром тяжести 600 мм, но только 1500 кг на той же высоте, но с центром тяжести 800 мм.
Я всегда трачу время на изучение этой диаграммы перед началом работы с новым для меня грузом или на новой высоте.
Это помогает мне:
- Оценить безопасность и понять, можно ли безопасно поднять данный груз в данных условиях.
- Не допустить превышения допустимой нагрузки, что может привести к опрокидыванию погрузчика или повреждению груза.
- Определить, какой вилочный погрузчик лучше всего подходит для конкретной задачи, или как изменить расположение груза для обеспечения безопасности.
В этом видео – все, что нужно знать о грузоподъемности мини погрузчика, и как правильно рассчитать максимальный вес для безопасной работы:
Коротко о главном
В заключение хочу сказать, что понимание грузоподъемности для любых подъемных механизмов, а тем более погрузчиков – это и техническая характеристика, и фундамент безопасной и эффективной работы. Номинальный или остаточный параметр, правильный пересчет и внимательное изучение диаграммы – это те знания, которые я всегда держу в голове, когда сажусь за руль погрузчика. Ведь безопасность для меня и окружающих – превыше всего.
Используете ли вы при работе на вилочном погрузчике диаграмму грузоподъемности или все делаете «на глаз»?