
За годы работы на карьере, где очень много тяжелой техникой, я понял, насколько важна каждая деталь в организации производственного процесса. И одной из таких деталей является путевой лист погрузчика. Многие воспринимают его как простую формальность, но на деле это – инструмент учета и контроля, особенно когда речь идет о спецтехнике. Без четкой документации легко потерять контроль над расходом топлива, временем работы и, как следствие, финансами. Ниже я поделюсь своим опытом и покажу, как правильно оформлять путевой лист. Разберем его формат и дадим пошаговую инструкцию по заполнению.

Нужно ли оформлять путевой лист погрузчика
Хотя погрузчик может использоваться только на территории предприятия и не выезжать на дороги общего пользования, он все равно является самоходной машиной.
Путевой лист оформлять на него нужно, потому что этот документ выполняет несколько важных функций:
- Точно фиксирует время работы, что необходимо для расчета заработной платы машиниста-водителя и контроля за эффективностью использования техники.
- В путевом листе отражается количество выданного топлива, его фактический расход и остаток. Это помогает контролировать потребление горюче-смазочных материалов, выявлять перерасход и оптимизировать затраты.
- В документе указываются виды и объемы выполненных работ, например, погрузка-разгрузка, перемещение грузов, что служит подтверждением выполнения поставленных задач.
- Путевой лист содержит отметки механика о техническом состоянии погрузчика до и после смены. Это нужно для обеспечения безопасности эксплуатации и своевременного выявления неисправностей.
- Данные из путевого листа используются бухгалтерией для списания топлива, учета амортизации и других финансовых операций.
- Несмотря на отсутствие унифицированной формы, многие нормативные акты, регулирующие работу спецтехники, подразумевают наличие первичных учетных документов, к которым относится и путевой лист. Это помогает избежать проблем при проверках со стороны контролирующих органов.

Оформление путевого листа на погрузчик является важной частью операционного и бухгалтерского учета, обеспечивая прозрачность и контроль за работой спецтехники, даже если она не покидает пределов производственной территории.
Как выглядит образец заполнения путевого листа погрузчика
Путевой лист для спецтехники не имеет строго унифицированной формы, как, например, для грузовых автомобилей. Но большинство организаций используют типовые межотраслевые шаблоны, например, путевой лист погрузчика с моточасами образец № ЭСМ-2 или ее модификации, адаптированные под специфику работы техники.
Вот разделы, которые должны присутствовать в путевом листе погрузчика.
Титульная часть:
- Название организации, выдавшей путевой лист.
- Номер документа и дата его выдачи.
- Сведения о погрузчике: марка, модель, государственный номер – при наличии, инвентарный номер.
- Сведения о водителе: Ф.И.О., табельный номер, номер удостоверения тракториста-машиниста.
Раздел «Задание»:
- Наименование объекта или участка, на котором будет производиться работа.
- Вид выполняемых работ, например, планировка территории, погрузка грунта.
- Время выезда и возвращения по плану.
- Подпись ответственного лица. Это может быть диспетчер или мастер.

Раздел «Работа погрузчика»:
- Показания счетчика моточасов или одометра при выезде и возвращении.
- Фактическое время начала и окончания работы.
- Количество отработанных моточасов.
- Описание фактически выполненных работ: объем в м³, количество циклов и т.д.
- Подпись водителя.
Раздел «Движение горючего»:
- Остаток топлива при выезде.
- Количество выданного топлива.
- Расход топлива по норме.
- Фактический расход топлива.
- Экономия-перерасход топлива.
- Остаток топлива при возвращении.
- Подписи ответственных лиц – механика или заправщика.
Раздел «Техническое состояние»:
- Отметки механика о техническом состоянии погрузчика – исправен или нет. Отметка ставится при выезде и возвращении.
- Подпись механика.
Заключительная часть:
- Подпись диспетчера или ответственного лица о приеме путевого листа и подтверждении данных.
- Подпись бухгалтера для расчета заработной платы и списания топлива.
Процесс заполнения требует последовательности. В начале смены диспетчер выдает путевой лист. Далее мастер участка заполняет раздел «Задание». Здесь указываются наименование объекта или участка, вид предстоящих работ, планируемое время выезда и возвращения.

Перед выездом погрузчика механик проводит осмотр техники, фиксирует ее техническое состояние и записывает показания счетчика моточасов. Если требуется дозаправка, заправщик отмечает количество выданного топлива в соответствующем разделе.
В течение рабочей смены водитель вносит фактическое время начала и окончания работы, а также описание выполненных работ и их объем. По окончании смены механик снова осматривает специализированное транспортное средство, делает отметку о ее техническом состоянии и фиксирует конечные показания счетчика. Водитель отмечает фактический остаток топлива.
Завершающий этап – сдача путевого листа диспетчеру, который проверяет полноту и корректность внесенных данных. Далее он передается в бухгалтерию для окончательной обработки, расчета заработной платы и списания топлива.
Все записи должны быть четкими и разборчивыми. Исправления допускаются, но должны быть заверены подписью ответственного лица. Тщательное и своевременное заполнение обеспечивает прозрачность учета и минимизирует разногласия.
В этом видео – подробное руководство о том, как правильно заполнять путевой лист для транспортных средств, включая секции для учета времени и маршрута:
Коротко о главном
Конечно, путевой лист автопогрузчика – больше, чем просто бланк. Он служит основой для управления, контроля и учета на каждом этапе работы. От момента выдачи задания до списания топлива и расчета заработной платы – каждая деталь, внесенная в путевой лист, имеет значение. Правильное и аккуратное заполнение путевых листов не только обеспечивает соответствие законодательным требованиям и помогает избежать штрафов при проверках, но и способствует оптимизации производственных процессов. Он позволяет точно контролировать расход ресурсов, оценивать производительность техники и персонала, а также принимать обоснованные управленческие решения.
Напишите в комментариях, как думаете, нужен ли путевой лист для спецтехники в малых предприятиях, где объем работ небольшой?