Витраж своими руками – что такое витраж, особенности изготовления, виды техник и стилей

Сообщение
Витраж своими руками – что такое витраж, особенности изготовления, виды техник и стилей

В качестве изюминки гостиного интерьера решил изготовить витражную картину с подсветкой на северную глухую стену в виде фальшь-окна. За основу взял простейшую и доступную контурную технику – результат получился впечатляющим и почти бесплатным. В этом обзоре расскажу, как сделать витраж своими руками, что вообще это такое и каковы основы техники создания, какие материалы и инструменты понадобятся, а также какие виды техники и стилей бывают.

Изготовление витражного светильника в технике «Тиффани» своими руками
Изготовление витражного светильника в технике «Тиффани» своими руками

Витраж – что это такое, основы техники

Для того чтобы лучше освоить технику работы, для начала предлагаю разобраться с тем, что вообще такое витраж. Если рассматривать упрощенно, то витраж – это рисунок на стекле. Технология зародилась еще в далеком 10-м веке.

Сегодня в арсенале мастера есть множество техник, материалов и инструментов. В отличие от прошлых веков на помощь художникам пришли более стойкие и почти не выцветающие красящие составы, безопасные стекла и доступные технологии.

В основе техники создания витражных рисунков лежат не какие-то особые знания, а вполне доступные каждому практические навыки:

  1. Хороший глазомер. 
  2. Аккуратность в работе. 
  3. Сноровка и смекалка. 
  4. Твердая и верная рука. 
  5. Способность к тренировке.

Для нанесения витражного рисунка на базовую поверхность используется трафарет или эскиз. Каждый из них имеет следующие свои особенности:

  1. Трафарет. Представляет собой бумажный или пластиковый лист с прорезями под закрашиваемые области. Накладывается прямо на поверхность. 
  2. Эскиз. Применяется для сложных изображений. Для нанесения прикладывается с обратной стороны базы, а затем тонкими линиями обводится уже с передней.

Для изготовления сложных изображений применяется эскиз с обратной стороны стекла
Для изготовления сложных изображений применяется эскиз с обратной стороны стекла

Начинать осваивать витражное искусство рекомендую с простых и доступных техник. Например, вполне легким витраж будет при использовании контурной техники. В качестве базы подойдет лист стекла формата А4 или чуть меньше.

При этом не стоит ждать хорошего результата с 1-ой же попытки. Порой приходится долго потерпеть и потренироваться, чтобы набить руку, зато потом процесс пойдет намного лучше.

Справка!

В профессиональной среде витражные стекла нередко именуют «смальтой». Однако изначально этот термин обозначал мозаику, а так как витражей делается намного больше, то и появилось выражение «витражная смальта».

Материалы и инструменты

Для создания витражного рисунка в домашних условиях потребуется следующий набор материалов и инструментов:

  • База. Любой предмет со стеклянной поверхностью – лист стекла, зеркало, посуда и т. д. Поверхность не должна иметь сколов, царапин, напыления и пятен. 
  • Красящий состав. Для освоения техники сначала лучше попробовать простые краски, не требующие термообработки для закрепления. 
  • Контуры. В норме должны относиться к той же марке, что и красящие средства.

Для самостоятельного изготовления витража понадобится подготовленное рабочее место, инструменты и материалы
Для самостоятельного изготовления витража понадобится подготовленное рабочее место, инструменты и материалы

  • Мастихин – приспособление для растушевывания красящих составов. 
  • Кисти. Для тонких линий применяются миниатюрные экземпляры, для заливки – больших размеров. Как вариант, можно использовать насадки, входящие в состав красочного набора. 
  • Бесцветный лак на акриле. 
  • Трафарет, а также средство для его переноса линий – маркер. 
  • Средство по обезжириванию поверхности. 
  • Растворитель для краски – подбирается по типу состава. 
  • Дополнительные аксессуары – палитра, зубочистки, ватные палочки, тряпки и проч.

В витражной живописи применяются такие виды красящих составов:

  • Алкидные.

Это краски на водной основе, и потому нетоксичны и не имеют запаха. Могут применяться внутри помещения преимущественно для небольших работ.

Плюсы:

  1. Высыхание до прекращения липкости за 3-4 часа, полное – за 1 сутки. 
  2. Возможность термической обработки при средней температуре, как например, в кухонной духовке. 
  3. Стойкость к пыли. 
  4. Возможность смешивания оттенков. 
  5. Легкое удаление водой – пока состав не застыл.

Краски на водной основе разнообразны, безопасны и могут использоваться прямо в жилом помещении
Краски на водной основе разнообразны, безопасны и могут использоваться прямо в жилом помещении

Минусы:

  1. Недостаточная яркость, если сравнивать с органикой. 
  2. Если не обжигать, поверхность быстро деградирует. 
  3. Неприменимость для габаритных заливок – из-за чрезмерной густоты.

Совет!

При застывании слои алкидной краски по краям могут сжиматься. Поэтому рекомендую заранее ближе к периферии наносить более толстый слой, чем у центра.

  • Сольвентные.

В состав входят смолы, спирты и растворители. Из-за этого в момент применения создается стойкий токсический запах. Поэтому пользоваться ей можно только в хорошо проветриваемом помещении или на улице.

Преимущества:

  1. Не требуется термообработка. 
  2. Равномерное выравнивание слоя. 
  3. Возможность нанесения на больших площадях. 
  4. Высокие практические и эстетические свойства поверхности – глубина оттенка, прочность и гладкость, стойкость к воде, свету, температуре.

Недостатки проявляются, прежде всего, в необходимости ждать 10 суток до полного высыхания, в запрете термообработки и соблюдении специальных условий при сушке.

Сольвентные краски создают более насыщенные тона, но при этом токсичны и требуют специальных условий применения
Сольвентные краски создают более насыщенные тона, но при этом токсичны и требуют специальных условий применения

Виды

Витражные композиции различаются по 2-м параметрам:

  1. Технике нанесения. 
  2. Стилю.

Разберем более детально особенности всех разновидностей.

Техника

Процесс изготовления витражного рисунка в наши дни значительно упростился – теперь любой начинающий при желании может создать у себя дома настоящий шедевр. В зависимости от условий, наличия материалов и инструментов выбирается одна из следующих техник:

  • Классическая.

Самый древний и наиболее сложный и трудозатратный способ создания витража, дошедший до наших времен – его суть состоит в помещении каждого куска цветного стекла в собственный металлический контур. Из таких фрагментов составляется вся картина.

Для применения классической техники требуется специальный инструмент, правильно организованное рабочее место и настоящее мастерство. Поэтому заниматься им стоит, только если планируется профессиональная деятельность в создании витражей.

  • Пленочная.

Это наиболее простой и доступный способ, в основе которого применяется разноцветная самоклеящаяся пленка. Она просто наносится по заранее нанесенному эскизу на противоположную поверхность стекла.

С помощью техники пленочного витража можно создавать настоящие художественные шедевры даже начинающему
С помощью техники пленочного витража можно создавать настоящие художественные шедевры даже начинающему

После нанесения каждый фрагмент заключается по краям свинцовой полоской путем обкатки. При этом отпадает необходимость пайки или сварки. В отличие от выше рассмотренной техники такая имитация витража своими руками доступна любому желающему.

  • «Фьюзинг».

Технология «смешения» предполагает применение строго регулируемой по уровню нагрева печи, специальных материалов и сводится к следующему:

  1. На поверхность стекла наносится эскиз. 
  2. Далее с помощью клея на свой участок крепится соответствующего оттенка фрагмент стекла. 
  3. После этого заготовка устанавливается в печь, и выдерживается в ней, пока куски не спекутся в единую структуру. 
  4. Затем готовая композиция охлаждается, а потом еще раз нагревается до заданной температуры.

В процессе нагрева важно не упустить момент, иначе стекло закристаллизуется, и композиция испортится.

Обратите внимание!

Техника «фьюзинг» допускает обработку заготовок в момент спекания. Изделию можно придать выпуклую, вогнутую, криволинейную и любую другую пространственную форму.

В основе техники «фьюзинг» лежит спекание фрагментов стекла в печи при заданном нагреве
В основе техники «фьюзинг» лежит спекание фрагментов стекла в печи при заданном нагреве

  • «Тиффани».

Метод похож на классический. Для работы изготавливается 2 эскиза в натуральную величину. Один из них раскраивается на фрагменты, по которым будет нарезаться стекло.

Далее каждый отдельный фрагмент обрамляется в полоску из меди, затем подставляется в свое место на целом эскизе и спаивается с другими частями. Преимущество техники заключается в податливости медной ленты, и возможности изготавливать сложные интерьерные композиции.

  • Пескоструйная.

Для работы понадобится пескоструйная машина, подающая под давление струю песка. Алгоритм метода такой:

  1. На стеклянном прозрачном стекле фиксируется трафарет. 
  2. В прорези подается струя песка под давлением. 
  3. В процессе воздействия обрабатываемые участки становятся непрозрачными. 
  4. По завершении трафарет снимается.

Таким способом удается создать однотонные матовые узоры.

  • Литая.

В основе техники лежит способ ручного отливания или выдувания стеклянных фрагментов на специальном оборудовании. Затем сегменты соединяются в единую композицию с помощью монтажных растворов и металлокаркаса.

Видео-инструкция по создания заливного витража своими руками:

Ввиду сложности производства и необходимости знаний по стеклообработке, в домашних условиях литая техника не применяется. По большей части, это удел высококвалифицированных художников.

  • Травление.

Метод основан на способности плавиковой кислоты разъедать главный компонент стекла – оксид кремния. Перед обработкой на поверхность наносится трафарет из стойкого материала.

Технология позволяет создавать рельефные и многослойные пространственные рисунки. Чтобы самостоятельно применить ее, требуется опыт работы с кислотами, средства защиты и специально оборудованное место.

  • Роспись.

Одна из самых доступных и простых в быту техник витражного рисунка. Алгоритм такой:

  1. Изготавливается эскиз, подготавливается стеклянная заготовка. 
  2. Рисунок укладывает на стол, а поверх него стекло. 
  3. Линии изображения обводятся черной краской.

После высыхания контура композиция заполняется красками.

  • Контурная заливная.

Метод похож на предыдущий, и также подходит начинающим. Суть техники в следующем:

  • Контур изображения наносится на стеклянную поверхность путем обведения.

Видео-обзор создания витража по технике «Тиффани»:

  • Когда состав просохнет, каждый участок заливается краской соответствующего оттенка. 
  • При необходимости используется кисть, так как слой должен получаться равномерным и толщиной не менее 1 мм.

На заметку!

В самодельных витражах допускается комбинирование разных техник. Например, сначала можно наклеить фрагменты цветной пленки, предварительно оставив зазоры 3-5 мм, а затем залить промежутки черной краской.

Стиль

В витражной технике применяются следующий ряд наиболее распространенных стилей:

  1. Античный. Основан на древнегреческих сюжетах, истории, мифах. Подходит под любую технику, но включает множество фрагментов. 
  2. Готика. Эта тематика Средневековья Западной Европы. Зачатую в оформлении изобилуют синий, черный, фиолетовый и темно-зеленые тона. 
  3. Древнеегипетский. В изображениях чаще других используются песчаные, золотистые, коричневые и зеленые оттенки, а также иероглифы и орнаменты. 
  4. Индийский. Такой стиль раньше присутствовал в богатых домах Индии. Рисунки зачастую включают яркие тона.

Среди современных стилей чаще всего в витражном искусстве используются такие направления, как модерн, арт-деко и абстракционизм.

Видео-пример ручной витражной росписи стекла:

Коротко о главном

Витраж представляет собой изображение на стекле. Для освоения техники не требуются специальные умения, достаточно сноровки, твердой руки, способности к тренировке, глазомера и аккуратности. При этом наносится рисунок на заготовку с помощью эскиза или трафарета.

Для работы потребуется базовая поверхность, краски, контуры, кисти, мастихин, прозрачный лак, трафарет или эскиз, растворители и дополнительные приспособления. Красящие составы разделяются на водорастворимые алкидные и более стойкие сольвентные.

По технике нанесения витражи различаются на такие виды:

  • Классические. 
  • Пленочные. 
  • «Фьюзинг». 
  • «Тиффани». 
  • Пескоструйные. 
  • Литые. 
  • Травленные. 
  • Расписные. 
  • Контурно-заливные.

Витражные композиции оформляются в таких классических стилях, как – античный, индийский, древнеегипетский и готический. Применяются также современные направления – арт-деко, модерн, абстракционизм.

Вопрос

Напишите в комментариях, какой витраж хотели бы создать у себя дома, где и почему?

Комментарии
Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.
Лет 10-15 назад, как-то сам делал витраж, опыт потрясающий, но вот времени было потрачено на него немало. Разве что на пенсии вернусь к этому опыту.
30.03.2024 22:13:18
Оставить комментарий