
В качестве изюминки гостиного интерьера решил изготовить витражную картину с подсветкой на северную глухую стену в виде фальшь-окна. За основу взял простейшую и доступную контурную технику – результат получился впечатляющим и почти бесплатным. В этом обзоре расскажу, как сделать витраж своими руками, что вообще это такое и каковы основы техники создания, какие материалы и инструменты понадобятся, а также какие виды техники и стилей бывают.

Витраж – что это такое, основы техники
Для того чтобы лучше освоить технику работы, для начала предлагаю разобраться с тем, что вообще такое витраж. Если рассматривать упрощенно, то витраж – это рисунок на стекле. Технология зародилась еще в далеком 10-м веке.
Сегодня в арсенале мастера есть множество техник, материалов и инструментов. В отличие от прошлых веков на помощь художникам пришли более стойкие и почти не выцветающие красящие составы, безопасные стекла и доступные технологии.
В основе техники создания витражных рисунков лежат не какие-то особые знания, а вполне доступные каждому практические навыки:
- Хороший глазомер.
- Аккуратность в работе.
- Сноровка и смекалка.
- Твердая и верная рука.
- Способность к тренировке.
Для нанесения витражного рисунка на базовую поверхность используется трафарет или эскиз. Каждый из них имеет следующие свои особенности:
- Трафарет. Представляет собой бумажный или пластиковый лист с прорезями под закрашиваемые области. Накладывается прямо на поверхность.
- Эскиз. Применяется для сложных изображений. Для нанесения прикладывается с обратной стороны базы, а затем тонкими линиями обводится уже с передней.

Начинать осваивать витражное искусство рекомендую с простых и доступных техник. Например, вполне легким витраж будет при использовании контурной техники. В качестве базы подойдет лист стекла формата А4 или чуть меньше.
При этом не стоит ждать хорошего результата с 1-ой же попытки. Порой приходится долго потерпеть и потренироваться, чтобы набить руку, зато потом процесс пойдет намного лучше.
В профессиональной среде витражные стекла нередко именуют «смальтой». Однако изначально этот термин обозначал мозаику, а так как витражей делается намного больше, то и появилось выражение «витражная смальта».
Материалы и инструменты
Для создания витражного рисунка в домашних условиях потребуется следующий набор материалов и инструментов:
- База. Любой предмет со стеклянной поверхностью – лист стекла, зеркало, посуда и т. д. Поверхность не должна иметь сколов, царапин, напыления и пятен.
- Красящий состав. Для освоения техники сначала лучше попробовать простые краски, не требующие термообработки для закрепления.
- Контуры. В норме должны относиться к той же марке, что и красящие средства.

- Мастихин – приспособление для растушевывания красящих составов.
- Кисти. Для тонких линий применяются миниатюрные экземпляры, для заливки – больших размеров. Как вариант, можно использовать насадки, входящие в состав красочного набора.
- Бесцветный лак на акриле.
- Трафарет, а также средство для его переноса линий – маркер.
- Средство по обезжириванию поверхности.
- Растворитель для краски – подбирается по типу состава.
- Дополнительные аксессуары – палитра, зубочистки, ватные палочки, тряпки и проч.
В витражной живописи применяются такие виды красящих составов:
- Алкидные.
Это краски на водной основе, и потому нетоксичны и не имеют запаха. Могут применяться внутри помещения преимущественно для небольших работ.
Плюсы:
- Высыхание до прекращения липкости за 3-4 часа, полное – за 1 сутки.
- Возможность термической обработки при средней температуре, как например, в кухонной духовке.
- Стойкость к пыли.
- Возможность смешивания оттенков.
- Легкое удаление водой – пока состав не застыл.

Минусы:
- Недостаточная яркость, если сравнивать с органикой.
- Если не обжигать, поверхность быстро деградирует.
- Неприменимость для габаритных заливок – из-за чрезмерной густоты.
При застывании слои алкидной краски по краям могут сжиматься. Поэтому рекомендую заранее ближе к периферии наносить более толстый слой, чем у центра.
- Сольвентные.
В состав входят смолы, спирты и растворители. Из-за этого в момент применения создается стойкий токсический запах. Поэтому пользоваться ей можно только в хорошо проветриваемом помещении или на улице.
Преимущества:
- Не требуется термообработка.
- Равномерное выравнивание слоя.
- Возможность нанесения на больших площадях.
- Высокие практические и эстетические свойства поверхности – глубина оттенка, прочность и гладкость, стойкость к воде, свету, температуре.
Недостатки проявляются, прежде всего, в необходимости ждать 10 суток до полного высыхания, в запрете термообработки и соблюдении специальных условий при сушке.

Виды
Витражные композиции различаются по 2-м параметрам:
- Технике нанесения.
- Стилю.
Разберем более детально особенности всех разновидностей.
Техника
Процесс изготовления витражного рисунка в наши дни значительно упростился – теперь любой начинающий при желании может создать у себя дома настоящий шедевр. В зависимости от условий, наличия материалов и инструментов выбирается одна из следующих техник:
- Классическая.
Самый древний и наиболее сложный и трудозатратный способ создания витража, дошедший до наших времен – его суть состоит в помещении каждого куска цветного стекла в собственный металлический контур. Из таких фрагментов составляется вся картина.
Для применения классической техники требуется специальный инструмент, правильно организованное рабочее место и настоящее мастерство. Поэтому заниматься им стоит, только если планируется профессиональная деятельность в создании витражей.
- Пленочная.
Это наиболее простой и доступный способ, в основе которого применяется разноцветная самоклеящаяся пленка. Она просто наносится по заранее нанесенному эскизу на противоположную поверхность стекла.

После нанесения каждый фрагмент заключается по краям свинцовой полоской путем обкатки. При этом отпадает необходимость пайки или сварки. В отличие от выше рассмотренной техники такая имитация витража своими руками доступна любому желающему.
- «Фьюзинг».
Технология «смешения» предполагает применение строго регулируемой по уровню нагрева печи, специальных материалов и сводится к следующему:
- На поверхность стекла наносится эскиз.
- Далее с помощью клея на свой участок крепится соответствующего оттенка фрагмент стекла.
- После этого заготовка устанавливается в печь, и выдерживается в ней, пока куски не спекутся в единую структуру.
- Затем готовая композиция охлаждается, а потом еще раз нагревается до заданной температуры.
В процессе нагрева важно не упустить момент, иначе стекло закристаллизуется, и композиция испортится.
Техника «фьюзинг» допускает обработку заготовок в момент спекания. Изделию можно придать выпуклую, вогнутую, криволинейную и любую другую пространственную форму.

- «Тиффани».
Метод похож на классический. Для работы изготавливается 2 эскиза в натуральную величину. Один из них раскраивается на фрагменты, по которым будет нарезаться стекло.
Далее каждый отдельный фрагмент обрамляется в полоску из меди, затем подставляется в свое место на целом эскизе и спаивается с другими частями. Преимущество техники заключается в податливости медной ленты, и возможности изготавливать сложные интерьерные композиции.
- Пескоструйная.
Для работы понадобится пескоструйная машина, подающая под давление струю песка. Алгоритм метода такой:
- На стеклянном прозрачном стекле фиксируется трафарет.
- В прорези подается струя песка под давлением.
- В процессе воздействия обрабатываемые участки становятся непрозрачными.
- По завершении трафарет снимается.
Таким способом удается создать однотонные матовые узоры.
- Литая.
В основе техники лежит способ ручного отливания или выдувания стеклянных фрагментов на специальном оборудовании. Затем сегменты соединяются в единую композицию с помощью монтажных растворов и металлокаркаса.
Видео-инструкция по создания заливного витража своими руками:
Ввиду сложности производства и необходимости знаний по стеклообработке, в домашних условиях литая техника не применяется. По большей части, это удел высококвалифицированных художников.
- Травление.
Метод основан на способности плавиковой кислоты разъедать главный компонент стекла – оксид кремния. Перед обработкой на поверхность наносится трафарет из стойкого материала.
Технология позволяет создавать рельефные и многослойные пространственные рисунки. Чтобы самостоятельно применить ее, требуется опыт работы с кислотами, средства защиты и специально оборудованное место.
- Роспись.
Одна из самых доступных и простых в быту техник витражного рисунка. Алгоритм такой:
- Изготавливается эскиз, подготавливается стеклянная заготовка.
- Рисунок укладывает на стол, а поверх него стекло.
- Линии изображения обводятся черной краской.
После высыхания контура композиция заполняется красками.
- Контурная заливная.
Метод похож на предыдущий, и также подходит начинающим. Суть техники в следующем:
- Контур изображения наносится на стеклянную поверхность путем обведения.
Видео-обзор создания витража по технике «Тиффани»:
- Когда состав просохнет, каждый участок заливается краской соответствующего оттенка.
- При необходимости используется кисть, так как слой должен получаться равномерным и толщиной не менее 1 мм.
В самодельных витражах допускается комбинирование разных техник. Например, сначала можно наклеить фрагменты цветной пленки, предварительно оставив зазоры 3-5 мм, а затем залить промежутки черной краской.
Стиль
В витражной технике применяются следующий ряд наиболее распространенных стилей:
- Античный. Основан на древнегреческих сюжетах, истории, мифах. Подходит под любую технику, но включает множество фрагментов.
- Готика. Эта тематика Средневековья Западной Европы. Зачатую в оформлении изобилуют синий, черный, фиолетовый и темно-зеленые тона.
- Древнеегипетский. В изображениях чаще других используются песчаные, золотистые, коричневые и зеленые оттенки, а также иероглифы и орнаменты.
- Индийский. Такой стиль раньше присутствовал в богатых домах Индии. Рисунки зачастую включают яркие тона.
Среди современных стилей чаще всего в витражном искусстве используются такие направления, как модерн, арт-деко и абстракционизм.
Видео-пример ручной витражной росписи стекла:
Коротко о главном
Витраж представляет собой изображение на стекле. Для освоения техники не требуются специальные умения, достаточно сноровки, твердой руки, способности к тренировке, глазомера и аккуратности. При этом наносится рисунок на заготовку с помощью эскиза или трафарета.
Для работы потребуется базовая поверхность, краски, контуры, кисти, мастихин, прозрачный лак, трафарет или эскиз, растворители и дополнительные приспособления. Красящие составы разделяются на водорастворимые алкидные и более стойкие сольвентные.
По технике нанесения витражи различаются на такие виды:
- Классические.
- Пленочные.
- «Фьюзинг».
- «Тиффани».
- Пескоструйные.
- Литые.
- Травленные.
- Расписные.
- Контурно-заливные.
Витражные композиции оформляются в таких классических стилях, как – античный, индийский, древнеегипетский и готический. Применяются также современные направления – арт-деко, модерн, абстракционизм.
Напишите в комментариях, какой витраж хотели бы создать у себя дома, где и почему?