
Некоторые мои знакомые после приобретения техники для сельхозработ расширили ее возможности. Я тоже купил в свое время мотоблок, представляющий собой универсальное устройство для облегчения труда на придомовом участке. Данная техника оказывает неоценимую помощь с весны и до осени. Чтобы она стала еще полезнее, решил сконструировать и изготовить прицеп для мотоблока своими руками. У меня получилась весьма удачная конструкция, о которой хочу рассказать в этом посте. Из него вы узнаете, как выбирался размер и подготавливался чертеж прицепа, какие материалы использовал для его изготовления. Еще расскажу об особенностях сборки прицепной конструкции.

Выбор размера прицепа
При выборе варианта прицепа я учитывал мощность имеющегося мотоблока. Данная его характеристика влияет на массу и размеры прицепной конструкции. Мой мотоблок оснащен двигателем, мощность которого составляет 9 л. с.
Такой агрегат относится к среднему классу устройств. Мы его покупали, чтобы можно было выполнять культивирование земли, окучивание и так далее. Для него подойдет прицеп со средней грузоподъемностью. Поэтому я решил его делать размером 1100х1200 мм.
Если у вас мотоблок с силовой установкой, мощность которой составляет до 5 л. с., тогда он потянет облегченный вариант прицепа. Обычно такая тележка имеет одну ось, а ее габариты равны 1000х1000 ми. Если же у вас один из самых мощных мотоблоков, тогда необходимо изготавливать прицеп с четырьмя колесами. Его размер может составлять 1200х2000 мм.

Необходимые материалы и инструменты для изготовления прицепа
Независимо от варианта исполнения и предназначения самодельный прицеп приходится оснащать ходовой частью. Ее в домашней мастерской можно самостоятельно изготовить, но это очень сложно, особенно для неопытного человека. Я же решил использовать ходовую часть от старого легкового автомобиля. Необходимый узел нашел в одном из пунктов приема металлолома. Это была подвеска Запорожца.
Прицеп можно оснастить ходовой частью от любого легкового автомобиля. Однако лучше использовать подвеску от старой машины. Это может быть не только Запорожец, но и Москвич, который сегодня уже тоже не выпускается.
Если у вас имеется домашняя мастерская, тогда в ней будет весь необходимый инструмент, который понадобится для разборки подвески. Это нужно сделать, чтобы смазать каждую ее деталь.

Для изготовления прицепа я подготовил разный металлопрокат, включая:
- металлические трубы сечением 60х30 мм и 25х25 мм;
- профилированные листы;
- стальной швеллер;
- металлический пруток;
- стальной уголок.
Детали будущего прицепа я корректировал после подготовки чертежа конструкции. Схема позволила мне также определиться с длиной всех элементов поделки. Хорошо, что у меня есть опыт работы со сваркой и имеется необходимое оборудование. Кроме того, для изготовления прицепной конструкции еще понадобилась электрическая дрель, набор напильников, углошлифовальная машинка, отвертки, комплект гаечных ключей, ножовка по металлу, тиски.
Подготовка чертежа самодельного прицепа
Я начал изготавливать прицеп для мотоблока с чертежа будущей конструкции. Сначала определился с общим внешним видом самоделки. Потом просчитал ее основные размеры. Затем сделал перечень необходимых деталей и узлов.

Когда осуществлял подготовку материалов, приходилось периодически корректировать ранее придуманную конструкцию прицепа. Это делал, чтобы использовать для изготовления самоделки уже имеющиеся детали и металлопрокат. Ведь по большему счету сборку прицепной конструкции осуществил из подручных материалов, основная часть которых уже была в наличии и хранилась в мастерской, а также в гараже.

Особенности изготовления самодельного прицепа
Перед тем как сделать прицеп на мотоблок своими руками, мне пришлось определиться с порядком проведения работы. Я обозначил для себя все этапы, последовательность их выполнения. Потом подготовил детали и основные узлы, из которых в конечном итоге собрал прицеп.
Рама корпуса
Она является основанием прицепа. Рама предназначена для размещения всех основных деталей. Ее я сделал из профилированной трубы, которая была нарезана на отрезки требуемой длины. Потом их сварил между собой. В результате у меня получилась конструкция прямоугольной формы размером 1100х1200 мм.
Ходовая часть
Для ее изготовления мне пришлось помыть и смазать каждую деталь заранее подготовленного заднего моста Запорожца. Это позволило данный узел подготовить к работе в новом самодельном устройстве.
Установка колес
Я использовал уже бывшие в употреблении колеса для своей поделки. Они оказались наиболее подходящим вариантом для прицепа, потому что у них был оптимальный вариант ступиц.
Колеса я заранее снял со старой мотоколяски. При их выборе учитывал предполагаемые нагрузки.

Обшивка кузова
На данном этапе я сделал борта у металлической рамы. Они позволили в дальнейшем осуществлять удобную перевозку предметов и, конечно же, продукции, которая выросла на нашем земельном участке. При этом сделал откидной задний борт на петлях, чтобы можно было осуществлять удобную разгрузку и погрузку.
Наиболее надежным материалом является листовой металлопрокат. Однако он стоит дороже древесины и пластмассы, но обладает более высокой прочностью и долговечностью.
Я не стал рассматривать доски и щиты из пластика в качестве материала для обшивки бортов прицепа. Ведь пластмасса отличается хрупкостью, а дерево подвержено гниению. Для обшивки я использовал металлические профилированные листы. Их закрепил на каркасе, который сварил из трубы с прямоугольным сечением. Листы из металла также использовал для обшивки дна прицепа. Наличие у бортов вертикальных и горизонтальных ребер позволило усилить конструкцию.

Устройство тормозной системы
Для создания данной системы я использовал тягу, тросик из металла, а также барабан. Сам процесс изготовления тормоза выполнял следующим образом:
- зафиксировал барабан на ступице правого колеса;
- приварил к тормозному диску маленький отрезок трубки из металла;
- надел максимально аккуратно механизм на ось, которая является несущей;
- установил тормозные колодки вместе с тросиком, протянув его к рычагу возле сидушки.
Сиденье было установлено на металлическом каркасе, который является частью рамы прицепа.
Хочу отметить, что некоторые домашние мастера в качестве тормозной системы оснащают конструкцию маленькой педалькой, которая имеет насадку из резины. Она во время движения прижимается. В действие ее приводит специальный ножной тормозной механизм. Однако такое исполнение нельзя назвать надежным. Лучше всего оснастить прицеп проверенными тормозными элементами от настоящего легкового автомобиля.

Механизм сцепки с мотоблоком
Я решил сделать механизм сцепки, который позволил бы соединять мотоблок с разным дополнительным оборудованием, а не только с прицепом для перевозки различных предметов, вещей и сельхозпродукции. При изготовлении использовал две скобы, созданные из швеллеров. Из них удалось сделать дышло, которое позволило прицеплять прицеп. При этом одна из скоб была зафиксирована на мотоблоке, а вторая – на прицепной конструкции.
Когда изготавливал сцепку, то в металлических скобах пришлось просверлить отверстия одинакового размера и в одних и тех же местах. Поэтому при соединении этих двух деталей отверстия совпадали и позволяли вставить в них втулку. Для прикрепления каждой скобы использовал болты. Для них тоже предварительно подготовил отверстия необходимого диаметра.
Некоторые умельцы на мотоблоке дополнительно монтируют регулировочный рычаг с ручкой.
С одним из вариантов изготовления самодельного прицепа для мотоблока вы можете познакомиться, посмотрев данный видеоролик:
Коротко о главном
Размер прицепа выбирал исходя из мощности мотоблока. Она у моей техники средняя, поэтому решил делать конструкцию размером 1100х1200 мм. Для ее изготовления пришлось подготовить ходовую часть от Запорожца, а также металлические трубы, швеллер, пруток, уголок и профилированные листы. Чертеж прицепа разработал после того, как определился с его внешним видом, основными размерами, деталями и узлами.
Сам процесс изготовления конструкции начал с создания рамы. Потом установил ходовую часть, колеса, выполнил обшивку кузова, смонтировал тормозную систему и механизм сцепки.
Напишите в комментариях, как думаете – разумно ли самому изготавливать прицеп для мотоблока или лучше купить готовый вариант?