Как проверить аккумулятор мультиметром – что такое мультиметр, как работает и какие параметры определяет, особенности различных видов АКБ

Сообщение
Как проверить аккумулятор мультиметром – что такое мультиметр, как работает и какие параметры определяет, особенности различных видов АКБ

В момент завершения отопительного сезона вышел из строя ИБП котла. Сразу пришла мысль, что вышла из строя АКБ, а после проверки тестером подозрения подтвердились – оказалось, что батарея просто села, пришлось ее заменить. В этом обзоре хочу поделиться опытом, как проверить аккумулятор мультиметром, что вообще представляет собой этот прибор и как им пользоваться, какие параметры им можно изменить, а также в чем заключаются особенности диагностики различных видов АКБ.

Мультиметром можно проверить аккумулятор пальчикового и любого другого типа
Мультиметром можно проверить аккумулятор пальчикового и любого другого типа

Мультиметр – что это такое и как им пользоваться

Универсальный измеритель параметров электрической цепи называется мультиметром. Прибор определяет напряжение, силу тока, сопротивление и другие характеристики. Причем работать он может как в сети постоянного, так и переменного тока.

В нашем случае тестер рассматриваемого типа позволяет определить следующие величины АКБ:

  1. Напряжение. 
  2. Силу тока. 
  3. Емкость. 
  4. Ток утечки. 
  5. Внутреннее сопротивление.

При этом с помощью универсального тестера можно продиагностировать не только стандартные автомобильные АКБ, но и любого другого типа – от модулей цифровой техники до пальчиковых батарей.

Однако если вы никогда не пользовались мультиметром, но вам уже нужно как можно скорее измерить емкость или заряд аккумулятора, предлагаю для начала разобраться в базовых представлениях его работы. Прежде всего, у каждой модели универсального тестера есть:

  • Дисплей с отображением измеряемой величины. 
  • Механический переключатель. С его помощью прибор переводится в нужный рабочий режим, например, для определения силы тока или напряжения и проч.

Перед началом тестирования АКБ следует узнать устройство и правила пользования мультиметром
Перед началом тестирования АКБ следует узнать устройство и правила пользования мультиметром

  • Сектора характеристик. Это и есть измеряемые параметры. 
  • Гнезда для подключения контактных щупов.

В применении прибора нет ничего сложно. Нужно только правильно подобрать режим и воткнуть щупы в соответствующие гнезда, а затем прикоснуться их контактными частями к клеммам.

Обратите внимание!

Перед началом тестирования важно не только правильно установить переключатель, но и выбрать нужный предел измерений. Иначе прибор можно испортить.

Проверяемые параметры

Для полноценной диагностики аккумуляторной батареи рекомендую применять комплексный подход – и определять не 1-2, а целый ряд параметров:

  1. Полнота зарядки. 
  2. Ток утечки. 
  3. Плотность. 
  4. Емкость. 
  5. Напряжение. 
  6. Внутреннее сопротивление.

Разберем детально особенности определения каждой характеристики на примере автомобильной батареи на 12 В.

Полнота зарядки

Проще и быстрее всего проверить аккумулятор на исправность мультиметром или тестером по полноте заряда. Чаще всего процедура применяется для самых распространенных автомобильных литий-ионных батарей – и выглядит она следующим образом:

  • АКБ демонтируется и оставляется в покое на 5-6 часов.

Уровень заряженности АКБ определяется путем измерения его напряжения в покое
Уровень заряженности АКБ определяется путем измерения его напряжения в покое

  • Для диагностики тестер переводится в режим замера напряжения – в вольтах. 
  • Выставляется предел измерения 20 В – так как батареи рассматриваемого типа (Li-Ion) выдают номинал не более 12-13 вольт. 
  • Далее проводники от прибора присоединяются на клеммы АКБ – красный к «+», черный к «-».

После этого на дисплее должен появиться один из вариантов:

  1. 12,7-13,2 вольт – батарея в полностью исправном состоянии. 
  2. 12,1-12,4 В – зарядка истрачена наполовину, требуется подзарядка. 
  3. 11,6-12 вольт – батарея истощена, ее следует заменить в ближайшее время. 
  4. 11 В и ниже – источник питания полностью выработал ресурс и подлежит утилизации.

Если в ходе тестирования на экране перед значением появился знак «-», значит, порядок подсоединения щупов был перепутан. Искажений в работе прибора это не даст – однако лучше заранее проверять правильность подключений, чтобы избежать более серьезных ошибок.

Ток утечки

Параметр измеряется в амперах и показывает, какой ампераж потребляет подключенное к аккумулятору оборудование – проверить его также можно мультиметром. Алгоритм диагностики следующий:

  • Выключаются все приборы, питаемые от АКБ.

Определение величины тока утечки аккумуляторной батареи с помощью тестера
Определение величины тока утечки аккумуляторной батареи с помощью тестера

  • Демонтируется минусовая клемма. 
  • Тестер переводится в сегмент измерения постоянного тока до 10 А. 
  • Плюсовой контакт соединяется с «+» батареи. 
  • К «-» АКБ подводится минус измерителя. 
  • На дисплее отобразится значение.

При отсутствии утечек экран покажет 0. В противном случае будет отображаться величина тока в мА. Чем она выше, тем быстрее сядет батарея. Чаще всего явление связано с неисправностью проводки или каким-либо потребителем.

Справка!

В нормальном состоянии ток утечки не превышает 70 мА. Если он больше, следует найти и устранить неисправный участок цепи. В большинстве случаев это замыкание в проводке.

Плотность

Для проверки плотности электролита в аккумуляторе применяется ареометр, но на практике работоспособность можно определить и мультиметром – таким же методом, как для емкости, только без разрядки. Суть его в следующем:

  1. Прибор переводится в режим измерения напряжения. 
  2. К выводам подсоединяются проводники с крокодилами. 
  3. Выбирается предел измерений до 20 В. 
  4. Черный проводник подключается к «-», красный к – «+». 
  5. На экране появляется значение.

Величина заряда аккумулятора с нормальной плотностью всегда выше 12,7 В
Величина заряда аккумулятора с нормальной плотностью всегда выше 12,7 В

Если величина напряжения в рамках нормы – от 12,7 В, плотность в норме, если в рамках 12,1-12,4 – ниже нормы, что соответствует разрядке наполовину.

Емкость

Для того чтобы проверить емкость, аккумулятор сначала требуется полностью зарядить, затем определить изменение параметров под нагрузкой с помощью мультиметра. Делается это следующим образом:

  • К полностью заряженной батарее подключается нагрузка известных характеристик, например, лампочка на 100 Вт, при этом сила тока составит 9 А. 
  • При этом одновременно к клеммам подсоединяется тестер в режиме замера напряжения. 
  • Момент начала эксперимента засекается на часах. 
  • Когда разряд АКБ достигнет такого уровня, что номинал снизится до 10,3 В, цепь размыкается. 
  • Вычисляется время, затраченное на достижение этого результата, например, 7 часов. 
  • Далее чтобы определить емкость, потребуется период разгрузки батареи умножить на силу тока в цепи. В нашем случае = 7 × 9 = 63 А ч.

Таким образом, полученное значение можно сравнить с технической информацией на корпусе АКБ. Как правило, для стандартных батарей это порядка 60-70 А ч.

Для определения емкости к АКБ требуется подключить нагрузку, например, лампочку или светильник
Для определения емкости к АКБ требуется подключить нагрузку, например, лампочку или светильник

Напряжение

Чтобы проверить напряжение (вольтаж) аккумулятора с помощью мультиметра, потребуется выполнить следующий ряд действий:

  1. Подготовить тестер – подсоединить щупы, переключить в режим проверки напряжения с пределом до 20 вольт. 
  2. Подвести края щупов к соответствующим клеммам – красный к плюсовой, черный к минусовой. 
  3. После этого на дисплее появится значение измеряемой величины.

В отключенном состоянии исправная батарея должна показать 12,7 В. Если номинал окажется в рамках 12,1-12,4 В, потребуется подзарядка, так как АКБ уже разрядилась на 50-70 %. При показателе 11,7 В и ниже – происходит глубокий разряд с минимальной возможностью восстановления.

На заметку!

Если аккумуляторная батарея подключена в цепь с генератором, как например, в авто с работающим мотором, измеряемая величина напряжения будет выше, чем в отключенном состоянии – порядка 13,5-14 В.

Внутреннее сопротивление

Для того чтобы определить, соответствует ли внутреннее сопротивление норме, требуется померить заряд аккумулятора, а точнее его напряжение, с помощью мультиметра. Причем делать это нужно с нагрузкой и без.

Для определения сопротивления АКБ сначала тестируется под нагрузкой, а затем в покое
Для определения сопротивления АКБ сначала тестируется под нагрузкой, а затем в покое

Сделать тест можно следующим образом:

  • К АКБ подключается какая-нибудь нагрузка, например, лампочка. 
  • По истечении 10-15 сек., делается замер напряжения тестером. 
  • Далее нагрузка отключается, и производится повторный замер того же параметра. 
  • В итоге делается сравнение результатов.

Расчеты проводятся следующим образом:

  1. Высчитывается разница между 2 полученными показателями. 
  2. Результат делится на номинал, указанный производителем. 
  3. Далее значение умножается на 100 %.

Внутреннее сопротивление будет в норме, если полученная величина не более 0,4 %. В противном случае АКБ нуждается в скорейшей замене.

Особенности проверки различных типов АКБ

Для проверки аккумулятора, нужно научиться правильно пользоваться мультиметром, и знать алгоритм тестирования при определении конкретной характеристики. Однако в быту есть множество приборов, работающих от АКБ. Для их диагностики не всегда требуется тестер.

Видео-пример проверки аккумулятора мультиметром:

Выделю следующие нюансы проверки АКБ для самых распространенных видов бытовой техники:

  • Телефон. Применяются специальные приложения, а также USB-тестер. С их помощью можно узнать состояние батареи и необходимость замены. 
  • Ноутбук. Есть ряд программ, показывающие фактическое состояние АКБ и заводские характеристики. При этом в операционной системе есть и встроенные ресурсы диагностики. 
  • Шуруповерт. Заряд определяется по периоду активности устройства. Полученные практические данные можно сравнить с заводскими и сделать вывод о работоспособности АКБ. 
  • Авто. Батареи питания машин проверяются по выше рассмотренным схемам. 
  • Пальчикового типа. Тестирование выполняется таким же способом, как для стандартных батарей – с нагрузкой, универсальным измерителем и проч.

Обратите внимание!

Узнать о причинах снижения емкости аккумулятора можно, если подсоединить один щуп мультиметра к клемме, а другой к электролитному подтеку на корпусе. Поэтому устранять подтеки нужно при первом же обнаружении.

Видео-обзор тестирования АКБ ИБП с помощью мультиметра:

Коротко о главном

Мультиметр определяет напряжение, силу тока, емкость, сопротивление и ряд других параметров электроцепи. Чтобы правильно им воспользоваться, нужно знать устройство и алгоритм измерений.

С помощью мультиметра можно проверить следующий ряд рабочих характеристик АКБ:

  • Степень заряда. 
  • Ток утечки. 
  • Емкость. 
  • Плотность. 
  • Напряжение. 
  • Внутреннее сопротивление.

Измерения должны проводиться строго по инструкции с соблюдением правил пользования тестера. Аккумуляторные батареи бытовых приборов можно проверять как программами, так и мультиметром.

Вопрос

Напишите в комментариях, попытаетесь ли вы восстановить севший аккумулятор, или лучше купите новый?

Комментарии
Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.
Отзывов нет. Будьте первым!
Оставить комментарий