
В момент завершения отопительного сезона вышел из строя ИБП котла. Сразу пришла мысль, что вышла из строя АКБ, а после проверки тестером подозрения подтвердились – оказалось, что батарея просто села, пришлось ее заменить. В этом обзоре хочу поделиться опытом, как проверить аккумулятор мультиметром, что вообще представляет собой этот прибор и как им пользоваться, какие параметры им можно изменить, а также в чем заключаются особенности диагностики различных видов АКБ.

Мультиметр – что это такое и как им пользоваться
Универсальный измеритель параметров электрической цепи называется мультиметром. Прибор определяет напряжение, силу тока, сопротивление и другие характеристики. Причем работать он может как в сети постоянного, так и переменного тока.
В нашем случае тестер рассматриваемого типа позволяет определить следующие величины АКБ:
- Напряжение.
- Силу тока.
- Емкость.
- Ток утечки.
- Внутреннее сопротивление.
При этом с помощью универсального тестера можно продиагностировать не только стандартные автомобильные АКБ, но и любого другого типа – от модулей цифровой техники до пальчиковых батарей.
Однако если вы никогда не пользовались мультиметром, но вам уже нужно как можно скорее измерить емкость или заряд аккумулятора, предлагаю для начала разобраться в базовых представлениях его работы. Прежде всего, у каждой модели универсального тестера есть:
- Дисплей с отображением измеряемой величины.
- Механический переключатель. С его помощью прибор переводится в нужный рабочий режим, например, для определения силы тока или напряжения и проч.

- Сектора характеристик. Это и есть измеряемые параметры.
- Гнезда для подключения контактных щупов.
В применении прибора нет ничего сложно. Нужно только правильно подобрать режим и воткнуть щупы в соответствующие гнезда, а затем прикоснуться их контактными частями к клеммам.
Перед началом тестирования важно не только правильно установить переключатель, но и выбрать нужный предел измерений. Иначе прибор можно испортить.
Проверяемые параметры
Для полноценной диагностики аккумуляторной батареи рекомендую применять комплексный подход – и определять не 1-2, а целый ряд параметров:
- Полнота зарядки.
- Ток утечки.
- Плотность.
- Емкость.
- Напряжение.
- Внутреннее сопротивление.
Разберем детально особенности определения каждой характеристики на примере автомобильной батареи на 12 В.
Полнота зарядки
Проще и быстрее всего проверить аккумулятор на исправность мультиметром или тестером по полноте заряда. Чаще всего процедура применяется для самых распространенных автомобильных литий-ионных батарей – и выглядит она следующим образом:
- АКБ демонтируется и оставляется в покое на 5-6 часов.

- Для диагностики тестер переводится в режим замера напряжения – в вольтах.
- Выставляется предел измерения 20 В – так как батареи рассматриваемого типа (Li-Ion) выдают номинал не более 12-13 вольт.
- Далее проводники от прибора присоединяются на клеммы АКБ – красный к «+», черный к «-».
После этого на дисплее должен появиться один из вариантов:
- 12,7-13,2 вольт – батарея в полностью исправном состоянии.
- 12,1-12,4 В – зарядка истрачена наполовину, требуется подзарядка.
- 11,6-12 вольт – батарея истощена, ее следует заменить в ближайшее время.
- 11 В и ниже – источник питания полностью выработал ресурс и подлежит утилизации.
Если в ходе тестирования на экране перед значением появился знак «-», значит, порядок подсоединения щупов был перепутан. Искажений в работе прибора это не даст – однако лучше заранее проверять правильность подключений, чтобы избежать более серьезных ошибок.
Ток утечки
Параметр измеряется в амперах и показывает, какой ампераж потребляет подключенное к аккумулятору оборудование – проверить его также можно мультиметром. Алгоритм диагностики следующий:
- Выключаются все приборы, питаемые от АКБ.

- Демонтируется минусовая клемма.
- Тестер переводится в сегмент измерения постоянного тока до 10 А.
- Плюсовой контакт соединяется с «+» батареи.
- К «-» АКБ подводится минус измерителя.
- На дисплее отобразится значение.
При отсутствии утечек экран покажет 0. В противном случае будет отображаться величина тока в мА. Чем она выше, тем быстрее сядет батарея. Чаще всего явление связано с неисправностью проводки или каким-либо потребителем.
В нормальном состоянии ток утечки не превышает 70 мА. Если он больше, следует найти и устранить неисправный участок цепи. В большинстве случаев это замыкание в проводке.
Плотность
Для проверки плотности электролита в аккумуляторе применяется ареометр, но на практике работоспособность можно определить и мультиметром – таким же методом, как для емкости, только без разрядки. Суть его в следующем:
- Прибор переводится в режим измерения напряжения.
- К выводам подсоединяются проводники с крокодилами.
- Выбирается предел измерений до 20 В.
- Черный проводник подключается к «-», красный к – «+».
- На экране появляется значение.

Если величина напряжения в рамках нормы – от 12,7 В, плотность в норме, если в рамках 12,1-12,4 – ниже нормы, что соответствует разрядке наполовину.
Емкость
Для того чтобы проверить емкость, аккумулятор сначала требуется полностью зарядить, затем определить изменение параметров под нагрузкой с помощью мультиметра. Делается это следующим образом:
- К полностью заряженной батарее подключается нагрузка известных характеристик, например, лампочка на 100 Вт, при этом сила тока составит 9 А.
- При этом одновременно к клеммам подсоединяется тестер в режиме замера напряжения.
- Момент начала эксперимента засекается на часах.
- Когда разряд АКБ достигнет такого уровня, что номинал снизится до 10,3 В, цепь размыкается.
- Вычисляется время, затраченное на достижение этого результата, например, 7 часов.
- Далее чтобы определить емкость, потребуется период разгрузки батареи умножить на силу тока в цепи. В нашем случае = 7 × 9 = 63 А ч.
Таким образом, полученное значение можно сравнить с технической информацией на корпусе АКБ. Как правило, для стандартных батарей это порядка 60-70 А ч.

Напряжение
Чтобы проверить напряжение (вольтаж) аккумулятора с помощью мультиметра, потребуется выполнить следующий ряд действий:
- Подготовить тестер – подсоединить щупы, переключить в режим проверки напряжения с пределом до 20 вольт.
- Подвести края щупов к соответствующим клеммам – красный к плюсовой, черный к минусовой.
- После этого на дисплее появится значение измеряемой величины.
В отключенном состоянии исправная батарея должна показать 12,7 В. Если номинал окажется в рамках 12,1-12,4 В, потребуется подзарядка, так как АКБ уже разрядилась на 50-70 %. При показателе 11,7 В и ниже – происходит глубокий разряд с минимальной возможностью восстановления.
Если аккумуляторная батарея подключена в цепь с генератором, как например, в авто с работающим мотором, измеряемая величина напряжения будет выше, чем в отключенном состоянии – порядка 13,5-14 В.
Внутреннее сопротивление
Для того чтобы определить, соответствует ли внутреннее сопротивление норме, требуется померить заряд аккумулятора, а точнее его напряжение, с помощью мультиметра. Причем делать это нужно с нагрузкой и без.

Сделать тест можно следующим образом:
- К АКБ подключается какая-нибудь нагрузка, например, лампочка.
- По истечении 10-15 сек., делается замер напряжения тестером.
- Далее нагрузка отключается, и производится повторный замер того же параметра.
- В итоге делается сравнение результатов.
Расчеты проводятся следующим образом:
- Высчитывается разница между 2 полученными показателями.
- Результат делится на номинал, указанный производителем.
- Далее значение умножается на 100 %.
Внутреннее сопротивление будет в норме, если полученная величина не более 0,4 %. В противном случае АКБ нуждается в скорейшей замене.
Особенности проверки различных типов АКБ
Для проверки аккумулятора, нужно научиться правильно пользоваться мультиметром, и знать алгоритм тестирования при определении конкретной характеристики. Однако в быту есть множество приборов, работающих от АКБ. Для их диагностики не всегда требуется тестер.
Видео-пример проверки аккумулятора мультиметром:
Выделю следующие нюансы проверки АКБ для самых распространенных видов бытовой техники:
- Телефон. Применяются специальные приложения, а также USB-тестер. С их помощью можно узнать состояние батареи и необходимость замены.
- Ноутбук. Есть ряд программ, показывающие фактическое состояние АКБ и заводские характеристики. При этом в операционной системе есть и встроенные ресурсы диагностики.
- Шуруповерт. Заряд определяется по периоду активности устройства. Полученные практические данные можно сравнить с заводскими и сделать вывод о работоспособности АКБ.
- Авто. Батареи питания машин проверяются по выше рассмотренным схемам.
- Пальчикового типа. Тестирование выполняется таким же способом, как для стандартных батарей – с нагрузкой, универсальным измерителем и проч.
Узнать о причинах снижения емкости аккумулятора можно, если подсоединить один щуп мультиметра к клемме, а другой к электролитному подтеку на корпусе. Поэтому устранять подтеки нужно при первом же обнаружении.
Видео-обзор тестирования АКБ ИБП с помощью мультиметра:
Коротко о главном
Мультиметр определяет напряжение, силу тока, емкость, сопротивление и ряд других параметров электроцепи. Чтобы правильно им воспользоваться, нужно знать устройство и алгоритм измерений.
С помощью мультиметра можно проверить следующий ряд рабочих характеристик АКБ:
- Степень заряда.
- Ток утечки.
- Емкость.
- Плотность.
- Напряжение.
- Внутреннее сопротивление.
Измерения должны проводиться строго по инструкции с соблюдением правил пользования тестера. Аккумуляторные батареи бытовых приборов можно проверять как программами, так и мультиметром.
Напишите в комментариях, попытаетесь ли вы восстановить севший аккумулятор, или лучше купите новый?