Т-150К: технические характеристики, обзор, описание

28 июня 2025
221
Время чтения 15 минут
Прочитать позже

Отправим материал на почту

политика конфиденциальности
Т-150К: технические характеристики, обзор, описание
Содержание

Трактор Т-150К – одна из самых узнаваемых и долгоживущих моделей сельскохозяйственной и промышленной техники, разработанной в Советском Союзе. Эта машина, производимая Харьковским тракторным заводом (ХТЗ), стала символом надежности и универсальности. Ее применяли в самых различных отраслях – от обработки почвы до выполнения транспортных задач. В статье подробно рассмотрим историю создания Т-150К, технические характеристики и эксплуатационные показатели, которые сделали его незаменимым помощником на протяжении многих десятилетий. Ответим на часто встречаемые вопросы, например, сколько весит трактор Т-150Колесный – масса с навесным оборудованием и без такового.

Трактор Т-150К оснащен мощным дизельным двигателем мощностью 150 л.с.
Трактор Т-150К оснащен мощным дизельным двигателем мощностью 150 л.с.
Читайте также:
Как управлять трактором: подготовка, запуск, движение

История трактора Т-150

Разработка серии колесных тракторов Т-150 началась в 1960-х годах в СССР. Целью было создание мощной и универсальной машины, которая могла бы заменить устаревшие модели и обеспечить высокую производительность в условиях крупномасштабного сельского хозяйства. Первый прототип Т-150 был представлен в 1967 году, а серийное производство началось в 1971.

Модификация Т-150К (колесный вариант трактора) быстро завоевала популярность благодаря высокой скорости передвижения по дорогам и повышенной маневренности по сравнению с гусеничной версией (Т-150). Изначально трактор предназначался для работы с тяжелыми навесными и прицепными орудиями, а также для выполнения транспортных операций. Его конструкция, включающая шарнирно-сочлененную раму, обеспечивала отличную проходимость и равномерное распределение нагрузки.

На протяжении десятилетий Т-150К постоянно модернизировался. Вносились изменения в двигатель, трансмиссию, кабину и гидравлическую систему, что позволяло машине оставаться незаменимой и соответствовать современным требованиям.

Модель Т-150К предназначена для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных работ
Модель Т-150К предназначена для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных работ

Технические характеристики трактора Т-150К

Т-150К отличался выдающимися для своего времени техническими характеристиками, которые обеспечивали его высокую производительность:

  • Изначально на Т-150К устанавливали дизельные двигатели СМД-60 и СМД-62 (позднее СМД-62.5) производства завода «Серп и Молот». Это были V-образные шестицилиндровые моторы с турбонаддувом, мощностью 150 л.с. Впоследствии появились модификации с двигателями ЯМЗ-236 (Ярославский моторный завод) мощностью до 180 л.с., что во много раз увеличило тяговые возможности трактора.
  • Трансмиссия с механической, четырехрежимной коробкой передач с переключением скоростей внутри каждого режима без разрыва потока мощности. Это обеспечивало плавность хода и удобство управления.
  • Ходовая часть – колесная с шарнирно-сочлененной рамой. Колесная формула – 4х4, все ведущие колеса. Шины с развитым грунтозацепом обеспечивали отличное сцепление с почвой.
  • Гидравлическая система – раздельно-агрегатная, с насосом производительностью до 90 л/мин. Она позволяла агрегатировать с колесным трактором широкий спектр навесного и полунавесного оборудования.
  • Кабина – двухместная, с хорошим обзором, оснащенная системой отопления и вентиляции. В более поздних модификациях улучшилась эргономика и уровень комфорта.

Максимальная скорость трактора достигает 30 км/ч, что обеспечивает эффективную работу на поле
Максимальная скорость трактора достигает 30 км/ч, что обеспечивает эффективную работу на поле

Габариты трактора Т-150 (колесный вариант): длина около 5700 мм, ширина ~2400 мм, высота около 3100 мм, вес трактора Т-150 на колесах – от 8,5 до 9,5 тонн в зависимости от модификации и комплектации.

Читайте также:
Виды тракторных косилок, используемых в сельском хозяйстве

Характеристики трансмиссии и ходовки

Трансмиссия и ходовая часть трактора Т-150К – элементы исключительные. Они обеспечивают высокую проходимость, маневренность и способность работать с тяжелыми нагрузками. Эти узлы разрабатывались с учетом специфики эксплуатации в различных условиях, что и обусловило их надежность и эффективность.

Трансмиссия Т-150К – одна из наиболее характерных и инновационных для своего времени систем.

Она разработана с целью обеспечения максимальной эффективности передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам и удобства управления:

  • Тип трансмиссии – механическая, ступенчатая, с гидроподжимными муфтами (ГПМ). Эта конструкция позволяла переключать передачи под нагрузкой в пределах каждого рабочего диапазона, что было значительным преимуществом, так как исключало разрыв потока мощности и потерю скорости.
  • У коробки передач четыре режима работы, каждый из которых включал несколько передач. Типичная конфигурация предусматривала 16 передач переднего хода и 8 – заднего. Это обеспечивало широкий диапазон скоростей для различных видов работ – от тяжелых полевых до транспортных.

Трактор оснащен гидравлической системой с повышенной производительностью
Трактор оснащен гидравлической системой с повышенной производительностью
  • Переключение в коробке передач осуществлялось с помощью рычагов в кабине. Благодаря использованию гидроподжимных муфт механизатор мог переключать передачи в пределах режима без выключения сцепления, что значительно упрощало работу и повышало производительность.
  • Раздаточная коробка интегрирована в общую схему трансмиссии, отвечала за распределение крутящего момента на передний и задний мосты.
  • Главные передачи и бортовые редукторы обеспечивали дополнительное снижение скорости и увеличение крутящего момента на колесах, что позволяло трактору развивать высокое тяговое усилие.

Ходовая часть Т-150К отличалась уникальной для того времени шарнирно-сочлененной рамой и полным приводом, что обеспечивало трактору высокую проходимость.

Конструкция рамы шарнирно-сочлененная, состоящая из двух полурам (передней и задней), соединенных между собой горизонтальным и вертикальным шарнирами:

  • Горизонтальный обеспечивал взаимное качание полурам в поперечной плоскости, что позволяло всем четырем колесам постоянно контактировать с грунтом даже на неровной поверхности.
  • Вертикальный обеспечивал поворот трактора путем изменения угла между полурамами, что устраняло необходимость в поворачивающихся мостах и значительно улучшало маневренность на ограниченных площадках.

Т-150К имеет полный привод, что улучшает проходимость на сложных участках
Т-150К имеет полный привод, что улучшает проходимость на сложных участках

Колесная формула – 4х4, то есть все колеса ведущие. Постоянный полный привод обеспечивал максимальную тягу и проходимость в сложных условиях. Ведущие мосты: передний и задний оснащались дифференциалами, обеспечивающими равномерное распределение крутящего момента между колесами.

Колеса и шины – крупногабаритные пневматические с агрессивным протектором обеспечивали низкое удельное давление на почву и превосходное сцепление даже на рыхлых, влажных или вязких грунтах. Размер шин – 21.3R24 или аналогичные.

Подвеска зачастую жесткая или с минимальным демпфированием, так как основная функция трактора – тяговые работы, а не комфортная езда по дорогам. Но шарнирно-сочлененная рама сама по себе способствовала более плавному преодолению неровностей.

Сочетание передовой трансмиссии с уникальной шарнирно-сочлененной ходовой частью сделало Т-150К машиной, способной выполнять самые тяжелые работы в разнообразных условиях, от распашки целинных земель до буксировки многотонных прицепов по бездорожью.

Читайте также:
Лучшие модели минитракторов и их характеристики

Эксплуатационные показатели трактора Т-150К

Эти характеристики всегда были на высоком уровне – это и объясняет широкое распространение и долгий срок службы:

  • Простота конструкции и доступность запасных частей сделали Т-150К одним из самых ремонтопригодных тракторов. Возможность проведения ремонта в полевых условиях была одним из главных преимуществ.

Объем топливного бака составляет около 150 литров, что позволяет работать длительное время без дозаправки
Объем топливного бака составляет около 150 литров, что позволяет работать длительное время без дозаправки
  • Благодаря мощному двигателю и универсальной гидравлической системе Т-150К мог выполнять широкий спектр задач: пахоту, культивацию, боронование, посев, уборку урожая, транспортные работы – буксировка тяжелых прицепов, а также работы в лесном хозяйстве и строительстве.
  • Шарнирно-сочлененная рама и полный привод обеспечивали отличную проходимость по бездорожью, на влажных почвах и в условиях пересеченной местности.
  • Хотя расход топлива мог быть значительным при максимальных нагрузках, общая экономичность эксплуатации достигалась за счет долговечности, низкой стоимости обслуживания и высокой производительности.
  • Высокая тяговая мощность и возможность работы с широкозахватными орудиями позволяли Т-150К обрабатывать большие площади за короткое время, что было важно для крупных сельскохозяйственных предприятий.

Видео описание

На видео - испытание трактора Т-150К в экстремальных условиях:

Коротко о главном

Т-150К трактор – это целая эпоха в истории отечественного машиностроения. Его вклад в развитие сельского хозяйства и других отраслей трудно переоценить. Несмотря на появление более современных моделей, Т-150К до сих пор остается в строю во многих хозяйствах, подтверждая свою легендарную надежность и эффективность.

Прочитать позже

Отправим материал на почту

политика конфиденциальности
А как считаете Вы?

Комментарии

    Отзывов нет. Будьте первым!