Плюсы и минусы сдвижных ворот, их классификация, нюансы установки
Откатные, они же сдвижные ворота, на промышленных объектах применялись всегда. Сегодня они стали популярными среди частных застройщиков, потому что именно такая конструкция позволяет открывать въезд на загородный участок, даже если перед въездом мало пространства. А это всегда было проблемой, если устанавливались распашные ворота. Поэтому в этой статье рассмотрим, что собой представляют выдвижные ворота, их конструкцию, основные части и механизмы. А также коротко опишем процесс установки.
Виды откатных ворот
Необходимо отметить, что чисто конструктивно откатные ворота – это устройство, которое откатывается вдоль забора, открывая тем самым въезд внутрь двора. Отсюда, в принципе, и название. Но по способу опоры на несущие элементы они делятся на несколько видов.
Подвесные
Подвесные ворота часто применялись именно на производственных объектах. По сути, это воротное полотно, которое подвешивалось на горизонтально расположенную несущую балку, установленную на опорных стойках. Ролики, используемые в конструкции, выполняли и функции элементов перемещения, и крепёжных изделий.
Очень надёжное сооружение. Многие откатные ворота этого типа до сих пор эксплуатируются, хотя им уже не менее 50 лет.
Сегодня в частном домостроении, да и на промышленных объектах, такие ворота не устанавливают. Причины:
- несущая балка ограничивает высоту проема, что не всегда возможно;
- все конструкция является материалоёмкой, то есть на нее приходится тратить большое количество металлопрофиля, что по нынешним ценам просто недопустимо.
Откатные по рельсу
Эта разновидность – самая используемая, самая популярная с достаточно высокой степенью надёжности. Чисто конструктивно это воротное полотно, которое на роликах ездит по рельсу. Для прочности и устойчивости есть ещё одна точка, которая поддерживает конструкцию. Это верхняя опора в месте выезда ворот, то есть у одной из опор.
Единственный недостаток модели – рельс, который собой перекрывает въезд. Он выступает над дорожным полотном, поэтому автомобиль будет все время через него переезжать. Многие утапливают рельс в грунт, чтобы он находился на уровне дороги. Но, как показывает практика, рельсовая балка все время загрязняется, что осложняет перемещение ворот по ней. Поэтому приходится с постоянной периодичностью чистить место расположения рельса.
Консольные
Консольные ворота – это самая сложная конструкция, самая дорогая, но такие расходы оправданы. Чисто конструктивно это все то же воротное полотно, только с противовесом. При этом двигается она по направляющей балке на роликах, которая установлена внизу на фундамент. Длина балки делается такой, чтобы она собой не перекрывала въезд во двор.
Расположение балки может быть посередине высоты воротного проёма или на самом верху. Но это будет возможно лишь в том случае, если ворота устанавливаются около несущей стены здания, к которой балка будет крепиться. Остальные варианты здесь не уместны. То есть для этого необходима несущая конструкция, которая смогла бы выдержать нагрузку от откатных ворот.
И именно только поэтому при выборе консольной разновидности чаще используют конструкцию с нижним расположением несущей балки.
Устройство откатных ворот консольного типа непростое. Обычно для них приобретают отдельно роликовый блок. Это упрощает изготовление, но увеличивает стоимость. Но такая трата оправдана, потому что заводское изделие имеет необходимую прочность и несущую способность. А это безопасность в процессе эксплуатации воротного полотна, что очень важно.
В этой статье будем разбираться именно с консольной разновидностью.
Конструктивные особенности откатных ворот
Раздвижные ворота на роликах консольного типа – это полотно, изготовленное из профильной трубы и обшитое плоским отделочным материалом. В качестве последнего сегодня часто используют профнастил или стальной лист, который впоследствии окрашивается. Частные застройщики нередко используют для обшивки доски, если есть необходимость совместить ворота с деревянным забором.
Несущая балка – это двутавр или швеллер №12 или 14. Ее длина равна ширине воротного проема. Под балку обязательно формируют фундамент, частью которой она и становится.
О механизме откатных ворот уже было сказано выше. Просто надо добавить, что современные конструкции – это дополнительно устанавливаемые электрические приспособления, с помощью которых открытие и закрытии производится не вручную. Это также заводского производства устройства, в комплектацию которых входят электродвигатель-редуктор, пульт управления с автоматикой и брелок, с помощью которого и производятся действия, не выходя из автомобиля.
Для тех, кто не хочет сильно тратить время на поиск деталей и фурнитуры, разработаны специальные наборы комплектующих. Используя, такой набор вам останется только подобрать материал для заполнения створки. Если и этого делать не хочется, то ваш вариант – готовые откатные ворота.
Перед тем как перейти к разделу о монтаже откатных ворот, обозначим некоторые моменты, касающиеся определения возможностей монтажного процесса.
- Длина воротного полотна должна быть в полтора раза больше ширины проема. Все дело в том, что консоль должна чем-то компенсироваться, чтобы не «клевать», когда проем закрывается. Так вот для этого к воротам присоединяется балансир. По сути, это технологическая часть конструкции, собранная из тех же материалов, только без обшивки. Хотя многие сегодня обшивают и ее.
- Откатные модели при эксплуатации перемещаются по прямой линии. А значит, для их монтажа требуется прямой участок около забора. При этом он должен по длине быть не меньше полной длины воротной конструкции.
- Перемещение ворот должно быть свободным, поэтому никаких на его пути рельефных неровностей.
- Нельзя устанавливать на пути перемещения калитки. Их обычно организуют с противоположной стороны.
- Есть предложения, когда в воротном полотне делают встроенную калитку. Не самый лучший вариант, потому что у такой калитки будут высокие пороги. Для стариков и детей переходить через них будет затруднительно.
- Нередко хозяева дачи, устанавливая ворота откатные, не предусматривают калитку. То есть они их открывают на требуемую ширину, и через полученный проход проникают во двор или на улицу. Не стоит этого делать, потому что у каждого механизма есть свой эксплуатационный ресурс. А в этом случае он будет быстро снижаться.
- Если въезд на участок будет происходить со стороны узкого переулка, то ширину въезда придется увеличить. А это скажется на длине откатной конструкции и ее стоимости в целом.
- Если на участке еще не сооружали забор, то предпочтительнее, если и откатные ворота, и забор будут возводиться одновременно. Можно неплохо сэкономить.
- Европейский стандарт ширины воротного проема, который постепенно перекочевал в Россию, 4 м. Поэтому большинство производителей фурнитуры и комплектующих изделий для откатных моделей берут за основу производства именно этот параметр. Поэтому не стоит плыть против течения. Возьмите за основу это значение, что очень облегчит производство работ. Хотя никаких строгих ограничений по ширине ворот не существует. Главное, чтобы через них смогла проехать хозяйская машина.
Все это надо будет учитывать, переходя к изготовлению откатных ворот.
И ещё один момент. Многие считают, что самодельные откатные ворота – это не так сложно. Ведь это всего лишь трубчатый каркас, обшитый профнастилом. Не делайте ошибки, не беритесь за работу, если вы не в теме. Даже видеоролики на ютубе или на строительных форумах вам в этом не помогут. Сборка самого каркаса – процесс непростой. Поэтому возложите лучше все на плечи мастеров. С них и спрос за качество и скорость. А вот установить ворота будет не большой проблемой.
Видео описание
В видео показаны недостатки откатных ворот:
Правила установки
С чего начинается установка откатных ворот. С монтажа опорных стоек. Обычно это трубы диаметром 100 или 150 мм, или сечением 100х100 мм (профильный вариант). Это самый простой вариант, но очень надёжный. Впоследствии трубы можно облицевать кирпичом или другим материалом.
Процесс установки опор несложный. Для этого:
- выкапывают две ямы глубиною 1,5-2,0 м, все зависит от размеров откатных ворот и типа грунта на загородном участке;
- делают внутрь песчаную или щебеночную подсыпку толщиною 10-15 см;
- устанавливают внутрь трубы;
- выставляют их по вертикали;
- заливают бетонный раствор стандартной рецептуры.
Рекомендуется подземную часть стоек обработать гидроизоляционным материалом, к примеру, битумной мастикой, которую наносят в два слоя. В процессе высыхания бетона стойки надо закрепить, чтобы они не завалились. Обычно это уголок между опорами по верхним концам и пара укосин из того же уголка.
Монтаж несущей балки
Для этого под неё заливается ленточный фундамент, длина которого равна ширине проема, плюс 10-15%. Как это делают:
- выкапывают траншею шириною 40 см, глубиною полметра;
- дно траншеи выравнивают и посыпают щебнем;
- затем внутрь вставляют армирующий каркас из стальной арматуры диаметром 12 мм;
- каркас изготавливается в виде клетки с двумя слоями решетки;
- основная задача – установить армокаркас на подставки, чтобы он оказался внутри бетонного фундамента, а не лежал на засыпанном щебеночном слое;
- над поверхностью грунта устанавливают опалубку, ее высота определяется высотою расположения несущей балки, верхняя плоскость которой должна быть вровень или чуть выше с уровнем дорожного покрытия, а не с грунтом;
- на армирующий каркас устанавливают несущую балку, чтобы ее верхняя плоскость была вровень с краями опалубки, при этом двутавр крепят к армокаркасу электросваркой;
- важно – выставить балку строго по горизонту и плотно прижать к ближайшему опорному столбу;
- готовят бетонный раствор, который заливают в траншею и опалубку;
- через семь дней опалубку можно демонтировать, а нагружать фундамент лучше через 28 дней.
Внимание! Если откатные ворота на сваях будут комплектоваться электроприводом и автоматикой, то до начала заливки бетонного раствора надо в опалубку уложить электрические кабели, заложенные предварительно в гофрированные пластиковые шланги.
Установка ворот
Еще в процессе производства воротного полотна надо приварить к нижней профильной трубе специальный металлический профиль, который приходит в комплекте с роликами. Его задача – стать опорой для всего полотна. После чего собираются все ролики.
Важный момент. В комплектации механизма перемещения входят так называемые каретки. Их две. Функция кареток – остановить движение ворот в точке открытия и закрытия. Поэтому их приваривают к несущей балке, а, во-вторых, строго выдерживают максимальное расстояние между ними, которое определено диною балансировочной части конструкции откатных ворот.
Входят в комплектацию механизма ещё несколько элементов, которые надо установить до монтажа воротной конструкции:
- кусок профильной трубы, который называется нащельником, последний приваривается к опорной стойке;
- к нащельнику привариваются два уловителя: нижний и верхний;
- к раме ворот привариваются два верхних опорных ролика и один концевой.
Все это сделать не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Видео описание
Для ознакомления монтажного процесса рекомендуем посмотреть видеоролик:
Если все монтажные операции были проведены грамотно, то ворота должны откатываться легко и чётко фиксироваться в двух крайних положениях. И две последние операции: устанавливаются ручки и замок на откатные ворота.
Теперь, что касается электропривода. Сразу обозначим, что на рынке они присутствуют в широчайшем ассортименте. У каждой компании-производителя свои особенности установки. Они полностью описаны в инструкции, которая прилагается в комплектации. Опять-таки, не стоит лезть туда, где вы неспециалист. И хотя производитель весь процесс указывает в четкой последовательности, пусть этим занимаются профессионалы.
Видео описание
В следующем видео показано, как надо правильно устанавливать автоматику откатных ворот:
Кратко о главном
Откатные ворота – это в первую очередь удобство открытия и закрытия, плюс возможность не учитывать размер площадки перед воротным проемом. Современный подход к реализации поставленной цели дает возможность установить конструкцию с электроприводом, что увеличивает комфортность эксплуатации ворот откатного типа. Но любое дополнение к функциональности ведёт к удорожанию устройства и увеличению сложности проводимых работ. А здесь, как говорится, выбор только за вами.
Напишите в комментариях, как думаете – может ну его эти откатные модели с их прибамбасами? Может не изменять традициям и установить распашную конструкцию? Тем более, сегодня и для них выпускают электроприводы. Так что открыть и закрыть их можно, не выходя из автомобиля..?
Ответить
Комментарии
Отзывов нет. Будьте первым!